Владею языком, искрящимся как свет и кажется таких, как я, счастливых нет, …как не назвать тебя родным, как не считать сокровищем своим, тебя, язык Руси, что заслужил по праву всемирную незыблемую славу.
Так свое восхищение магической силой и необыкновенной властью русского языка, свое уважительное отношение к нему, понимание значения в подъеме культуры своего народа выразил адыгейский поэт Мурат Паранук. А великий русский писатель И.С. Тургенев писал: «Берегите наш язык, наш прекрасный русский язык, наш прекрасный русский язык, это клад, это достояние, переданное нам нашими предшественниками…»
2007 год был объявлен Указом Президента России В.В. Путина Годом русского языка. Внимание государства к языку неспроста. Демократизация общества и свобода слова привели к полному нарушению норм русского языка. В современной школе – новое поколение, рожденное в век компьютерных игр, видео – и кабельного телевидения, сотовых телефонов. На устную и письменную речь учащихся в настоящее время все большее влияние оказывают СМИ: журналы, телевидение, Интернет. Безграмотные рекламные плакаты, вывески магазинов, офисов на иностранном языке тоже играют свою роль. У нынешних ребят другое мышление, другая память, другие интересы, другой язык. Ведущие молодежных телевизионных передач не утруждают себя заботой о чистоте языка и грамотности речи. На экранах – молодые люди, из уст которых сыплются иностранные слова, фразы переплетаются с жаргонными словечками. И в этих условиях роль учителя приобретает особую значимость. Он должен научить ребят пользоваться правильно языком.
Наши учащиеся должны знать, что речь человека – это его визитная карточка, должны понимать, что знание русского языка даст необыкновенные возможности в их дальнейшей жизни. Школа предоставляет детям возможность овладения грамотным письмом и речью. В МОУ СОШ №4 а.Нечерезий уделяется большое внимание данной проблеме. У нас работают различные кружки, обучающие учащихся искусству владения словом. С этого учебного года начала выходить школьная газета «Времена». Ребята с энтузиазмом взялись за изучение основ журналистики. Пишут заметки ни только о школьной жизни , но и свои размышления. Печатаем мы в ней и произведения наших юных поэтов.
Традиционно в школе Неделя русского языка и литература, которая становится подлинным праздником, привлекая школьников своей познавательной стороной и эмоциональностью. В Год русского языка и Неделя была особенно насыщенной. Девятый класс подготовил литературно-музыкальную композицию «А.С. Пушкин».
Для детей среднего возраста игровая форма наиболее интересна, поэтому с учащимися 5-6 классов провели игру-конкурс «Знатоки сказок». А 7-8 классы играли в лингвистический КВН.
Наши учащиеся принимают участие в олимпиадах и занимают призовые места. В прошлом учебном году олимпиада была по литературе. Наша ученица Такахо Саида стала победителем. А Мельгош Ася и Мельгош Фатима заняли IIи III места. В олимпиаде по русскому языку учащаяся 10-го Такахо Саида так же заняла I место.
В прошлом году ЕГЭ по русскому языку как обязательный сдавался впервые. Наши выпускники сдали его успешно. Процент качества знаний по результатам ЕГЭ – 50%. Из 10-ти выпускников у нас три медалиста. Это Такахо Тимур (золотая медаль), Багова Мариет и Мельгош Асиет (серебряные медали).
Закончился Год русского языка. 19 декабря 2007 года в школе прошла итоговая научно-практическая конференция «И мы сохранили тебя, русская речь». Свои рефераты защищали учащиеся Багова Ася, Шеуджен Зарема и Хот Аминет. Литературно-музыкально композицией «С любовью к русскому языку» закрылся у нас в школе Год русского языка.
Праздники всегда кончаются, впереди кропотливый труд. В преподавании русского языка много проблем, которые надо решать.
А. Пшипий учитель русского языка
и литературы МОУ СОШ №4 а.Нечерезий
/впервые статья была опубликована в газете «Теучежские вести», 2008г./